г. Пенза, ул. Ленина, 16а

г. Пенза, ул. Красная, 93

info@mofet-school.ru

Пишите нам

8(902)353-91-51

Звоните нам

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ

Что надо знать родителям о развитии речи дошкольников

Речь – это не врождённая способность человека, то есть ребёнок не рождается говорящим. Для того чтобы он смог заговорить ему нужно слышать, как говорят окружающие. Например, глухие дети без вспомогательных устройств не заговорят никогда. Формирование речи начинается в утробном периоде с момента зачатия и продолжается после рождения ребёнка. О чём здесь? О том, что важнейшее значение для способности говорить имеет развитие и зрелость нервной системы человека. Совершенствование речевых способностей происходит параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребёнка.  

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития. У ребёнка с общим недоразвитием речи может отмечаться замедленный темп психического развития. Развитие способностей взаимодействия с внешним миром, мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Какие психологические трудности можно наблюдать родителям и педагогам у ребёнка с нарушением речевых способностей?

  1. Неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков.  При недоразвитии речи восприятие ребёнка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Это приводит к тому, что коммуникация (способность находить общий язык с окружающими) становится затруднительной. Ребёнок попадает в ловушку, он не всегда понимает окружающих и не может донести до них то, что хочет, да и его либо совсем не понимают, либо понимают неправильно.
  2. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи и с развитием способности к целенаправленному поведению. При недоразвитии регулирующей функции действия ребёнка отличаются импульсивностью, он не в состоянии управлять собственным поведением. Речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации (расстройства мышления).
  3. Проблемы с дыханием – когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое. Почему такое происходит? Да потому, что ребёнок, запинаясь или неправильно произнося звуки, каждый раз спотыкается в своей речи, его дыхание сбивается. При нарушениях дыхания спазмируется грудобрюшная диафрагма, что приводит к появлению у ребёнка неврозов, страхов. А это означает, что уровень кортизола (гормона стресса) постоянно находится на высоком уровне. Такой ребёнок начинает часто болеть. Бронхит, фарингит и другие разновидности респираторных заболеваний становятся его постоянными спутниками. Также от сбоев в дыхании происходит неправильное насыщение мозга кислородом, что приводит к снижению когнитивных функций: памяти, внимания, мышления и т.д. Ребёнок становится рассеянным, ему трудно сосредоточиться на чём-то одном, он астеничен (ослаблен) либо наоборот гипердинамичен. Такому ребёнку не лень выполнять какие-либо задания, просто его работоспособность находится на крайне низком уровне, поэтому он проявляет отказные реакции.

Речь – это не отдельная обособленная функция развития ребёнка. Её правильность и выразительность зависят от многих факторов. Вместе с речью происходит формирование таких психических функций как: коммуникативная, регулирующая и когнитивная. Это говорит о том, что речь напрямую влияет на то, как ребёнок будет строить свои взаимоотношения с окружающим миром, насколько он сможет регулировать своё поведение и насколько успешным он будет в школе. Таким образом, нельзя оставлять без внимания любые речевые нарушения ребёнка. Если их не исправлять они могут привести к тому, что у ребёнка возникнут проблемы в общении со сверстниками, он будет не усваивать школьную программу и не сможет управлять собственным поведением.

Ребёнку с нарушениями речи необходимо вовремя помочь. Ему нужна работа с логопедом, обязательна консультация врача невролога и, при необходимости, консультация врача психиатра.

Таким образом, улучшая речь, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Понравилась эта статья?

Поделиться в facebook
Поделитесь в Facebook
Поделиться в twitter
Поделитесь в Twitter
Поделиться в odnoklassniki
Поделитесь в Одноклассиках
Поделиться в vk
Поделитесь в Вконтакте

Оставить комментарий

Похожие статьи

Пролистать наверх