Родители, чаще всего, объясняют «несадиковость» своих детей такими аргументами:
- Он сильно ко мне привязан, тяжело меня отпускает.
- У моего ребёнка такой характер.
- Я боюсь оставлять его с чужими людьми.
- Я не доверяю таким местам.
- У нас уже был опыт детского сада некоторое время назад. Мой ребёнок походил туда и ему не понравилось.
- Нам и дома хорошо.
- Он совсем как я: тоже не любит сад.
- Сейчас нет хороших садов и профессиональных воспитателей.
- Он у меня тревожный, часто плачет и всего боится.
- Он говорит, что не хочет идти в сад, мы и не настаиваем.
Все эти фразы не содержат чёткого и осознанного желания водить ребёнка в сад.
Установки, подобного рода, транслируемые родителями своему ребёнку, крайне негативно сказываются на его адаптивности к среде детского сада. Ведь он считает, что в саду нет ни чего хорошего, да ещё там опасно, следовательно, нужно защищаться (например, драться). Таким образом, ребёнок будет всячески избегать похода в детский сад, а самый простой способ сделать это – заболеть. Таким образом, ребёнок становится болезненным, ведь он постоянно находится в стрессовой ситуации, и его тело на это среагирует очень быстро.
А ещё эти фразы указывают на то, что родитель чрезмерно ориентирован на детские реакции и детскую позицию. Конечно, здорово, что родители прислушиваются к ребёнку и внимательно относятся к его переживаниям. Но есть один важный нюанс: ориентируясь исключительно на чувства ребёнка, находясь с ним в слиянии, родители в итоге могут очень сильно навредить ему сами того не осознавая.
Рядом с таким взрослым ребёнок может не чувствовать себя в безопасности. Ведь, по сути, решения тут принимает только он, а не взрослый, а значит, взрослый ненадёжен, потому что взрослым как бы и не является.
Родители, занимая подобную позицию, не могут объективно оценить, что именно испытывает ребёнок и сколько в реальности у него есть сил на адаптацию. Они находятся под влиянием своих эмоций, смотрят на ситуацию крайне субъективно. Эта субъективность и личное мнение взрослого, основанное на том или ином переживании, и определяют, будет ли он считать, что его ребёнок – «несадиковский».
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок прошёл адаптацию к детскому саду благополучно, то нужно:
- Родителям изменить своё отношение к детскому саду и скорректировать границы с ребёнком, то есть определить, где ответственность взрослого, а где территория ребёнка. Если в этой ситуации нужна помощь, то обратиться за консультацией к психологу.
- Начать заранее готовить ребёнка. Например, играть в детский сад, рассказывать о том, что у него там будет свой шкафчик, своя кроватка, он познакомится там с новыми друзьями и т.д.
- Говорить ребёнку, как вы его любите и никогда его не обманывать (если сказали, что придёте в обед, то это обязательно нужно сделать).